аромат с нотой ириса

 

Популярность самого дорогого парфюмерного ингредиента – ириса – лишь возросла вопреки кризису и неутешительным прогнозам. Почему? Объясняет парфюмерный критик Сергей Борисов.

Когда мы видим на французских гербах королевскую лилию, мы верим словам, а не глазам. На самом деле fleur de lys — это ирис с тремя лепестками, символизирующими единство тех французов, кто работает, воюет и молится. Нежный цветок причудливой формы стал символом франков с тех пор, как король Хлодвиг получил его от ангела после принятия христианства. В Японии ирис почитают как символ мужественности, поскольку его листья напоминают мечи.

Но обычно ирисы всех цветов радуги выращиваются как декоративные. Свое имя ирис получил от древнегреческой богини Ириды, которая, согласно мифу, спускалась к людям по радуге, чтобы передать пожелания богов. Поэтому на цветочном языке ирисы означают «хочу вам что-то сказать».

В косметических и парфюмерных целях ирисы применяли еще древние греки. В парфюмерии используют корневища ириса в сушеном виде, в свежем же они крахмалистые и горькие на вкус.

Сушеные ризомы служили в Средневековье прорезывателями для зубов, из них делали бусины для четок и впитывающую основу для ароматических попурри, а молотая ирисовая пудра, обладающая слабым приятным ароматом, пригождалась для лица, тела и париков. В Северной Африке она входит в состав самой дорогой смеси пряностей рас-эль-ханут.

Долгое время ризомы ириса из-за похожего запаха называли фиалковым корнем, что вносило некоторую путаницу. Немецкие химики Фердинанд Тиманн и Пауль Крюгер, изучая химический состав аромата фиалок, решили исследовать эфирное масло ириса и вскоре обнаружили одинаковые вещества — ионны — в обоих растениях.

В парфюмерии используют только три вида: растущие на тосканских холмах ирис бледный и ирис флорентийский, а также культивируемый в Марокко, Китае и Индии ирис германский. Ирисом заполняют почву в оливковых и апельсиновых садах, на плантациях винограда и других деревьев и кустов. Для парфюмерии годятся трехлетние ризомы. На третий год цветы ириса срезают, не давая семенам завязаться. После июльского сбора урожая ризомы промывают, очищают от кожуры, сушат неделю на солнце и затем держат три года в сухом и темном месте. В ходе ферментации ризомы ириса обретают свой тонкий аромат и становятся тверже бетона.

При всей своей невесомости, ирисовая сказка длится нескончаемо долго, а нанесенная на одежду — остается с вами почти навсегда.


Драгоценная нота ириса с древесно-пудровым запахом и легким отстраненным цветочным тоном характерна для ароматов Chanel, например. Знаменитые духи Chanel № 5 Bois des Iles и Chanel № 22, а также ароматы из серии Les Exclusifs de Chanel имеют характерный пудровый запах благодаря именно ирисовой ноте. Это касается и классического зеленого цветочного шипра Chanel № 19, и аромата Misia Chanel, в котором альдегидную холодность фиалки и ириса согревают бензоин, ваниль, турецкая и грасская розы.

«Абсолют ириса выражает непревзойденную элегантность, — признает парфюмер Оливье Польж, создатель Misia Chanel. — Характер и глубина его исключительны и не похожи ни на что. Его бархатистая прелесть напоминает мне великолепную старую пудру, что превзойдет и времена, и моды». С его помощью Оливье сумел воссоздать дух русских балетов, запах времени и театрального грима. Но точнее всего Misia передает аристократическую атмосферу довоенной Европы, тонкий аромат пудры и дорогих духов, остающийся в ложе после высоких гостей. Многие парфюмеры считают ароматы Chanel примером для подражания, классическим идеалом в использовании ноты ириса. Однако это не означает, что попытки превзойти Chanel были оставлены навсегда.

Элегантный и тонкий аромат Iris Prima лондонского дома Penhaligon`s напоминает девичьи мечты о балете, он почти незаметен и невесом. Для зрителей балет настолько волшебен и полон прекрасных эмоций, что кажется сказкой в реальной жизни, в него хочется попасть немедленно. Надеть пуанты, легко летать из одного конца сцены в другой. Туманному и холодному ирису вторят белые мускусы и теплый бензоин; чуть-чуть прелестной сладости цветов с цитрусовой свежестью. Гордая осанка эльфов из зачарованного леса, яркое сияние софитов — заколдованная страна! В далеком шлейфе можно уловить оттенки замши, мыльной чистоты и телесных трудов.

Ирис часто сопровождает «кожаную» тему — он охлаждает и выбеляет дым березового дегтя и масла каде, он создает облака курений из стиракса, ладана и бензоина, успокаивает и облагораживает смолу ладанника, превращает густые смолы в мягкое касание. Ирис — секрет успеха зеленого кожаного ветра Irish Leather Memo, пьянящего розового десерта Opus V Amouage, древесной ориентальной смолы C For Men Clive Christian и пряных уютных воспоминаний о любимом человеке Beloved Man Amouage.

Замша и кожа как развитие темы альдегидов, цветов и землистого ириса звучат и в легендарном Cuir de Russie Chanel 1924 года; парфюм Эрнеста Бо можно назвать как кожаным, так и цветочно-альдегидным, с преобладанием ирисовой невесомой пудры. И этот элегантный аккорд восходит еще к временам длинных надушенных перчаток и пудры, когда женское тело, будучи скрыто, рождало массу фантазий и даже тонкое запястье, увиденное случайно, возбуждало сильнее, чем полное.

В новейшей истории ирис и кожу соединил Бертран Дюшофур, создав чрезвычайно сексуальный аромат Skin on Skin для L’Artisan Parfumeur. Ирис, мускус и кожа призваны воссоздать запах разгоряченных тел, не обращающих внимания ни на что, кроме прикосновений и объятий. Негромкий телесный аккорд Skin on Skin предназначен только для одного, любимого человека, поэтому он воздействует на расстоянии поцелуя, а не привлекает внимание всех зрителей в зале.


Аромат Alexandre J под названием Iris Violet придал благородной ирисовой теме современное звучание — благодаря нотам экзотических фруктов и зеленого яблока, кашмерана и белого мускуса. Именно такие цветочные древесно-мускусные ароматы нравятся девушкам XXI века. Так появилось новое лицо ириса — совершенное, сексуально привлекательное и сияющее.

В женственном аромате Iris des Champs для Houbigant Матье Нарден попытался создать интерпретацию цветов ириса: «Мы решили воспользоваться традицией Houbigant. Еще первый парфюмер дома Поль Парке говорил, что королевский папоротник не пахнет, но если бы у него был запах, то это был бы Fougere Royale».

Iris des Champs — это воображаемый запах, так мог бы пахнуть цветок ириса, покоряющий своей красотой и нежностью. Кроме пудрового орриса, в нем сочетаются нежные и свежие ноты розы, жасмина, иланг-иланга и ландыша. Бархат ирисовых лепестков передают сандал, ваниль и мускус шлейфа.

Помимо всего прочего, ирис великолепно работает» фиксатором пряных и цветочных нот. Это заметили еще производители можжевелового джина London Dry Gin — поэтому Оливье Кресп использовал ирис при создании аромата Juniper Sling Penhaligon’s, посвященного мужчине «ревущих двадцатых», его коктейлям с джином, его смокингам и вечеринкам. Juniper Sling имеет ледяной характер, но обжигает при касании — и довольно долго сохраняет свой бодрящий характер. Ту же проблему стойкости в свежем аромате инжирной листвы Figuier Ardent для Atelier Cologne решал Ральф Швигер — и сумел сохранить прозрачную острую свежесть в шлейфе, используя кедр и ирис.

Comments